Сегодня (вернее уже вчера) я был на концерте Бориса Вадимовича Березовского, знаменитого российского пианиста, который долгое время жил в Лондоне, а сейчас живёт в Брюсселе. Пианиста, завоевавшего в 1990 г. Первую премию (Золотую медаль) на IX Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Но не об этом я хочу рассказать.
Первое отделение концерта пролетело довольно быстро, Борис Березовский играл мазурки Фредерика Франсуа Шопена, и есть мнение, что не совсем в традиционном темпе или ритме, но тут я абсолютно не специалист. Меня как дилетанта удивило, что он играет совершенно не имея с собой бумажных нот. Но суть опять-таки не в этом.
Когда появился первый намёк на окончание концерта, пол партера словно смело на выход, остальные убежать не успели, Борис Березовский вышел на бис. Отыграл как бы на бис. Все постояли, поаплодировали, вроде и, слава Богу! Березовский покинул сцену, все снова благополучно устремились на свободу к дверям, однако не тут было. Как чёрт из табакерки снова выскакивает Березовский, кланяется и начинает играть. Публике деваться некуда, она вежливо аплодирует, слушает дальше. Борис Березовский сыграл, ушёл. Все опять начинают движение к выходу. Один мужчина помню, такой статный, в возрасте, облачённый в костюм, устремился к выходу, а перед ним дверь девушка прикрыла, и опять вышел Борис Березовский, уже с нотами и помощницей. А статный мужчина в пиджаке стал нервно туда-сюда ходить вдоль рядов. Публика частично вернулась на места, а остальная часть осталась стоять вдоль рядов, аплодируя и пробираясь к выходу. И так продолжалось шесть раз.
Я был в «непонятке». Как так? Обычно артист не хочет выходить, а публика не расходится, аплодирует, вызывает на бис. А тут наоборот, все хотят уйти, а он держит. Но потом мне разъяснили ситуацию. Оказывается, это важно для прессы, количество выходов на бис. Осенью здесь играл Денис Леонидович Мацуев (Лауреат 1-ой премии XI международного конкурса им. П.И. Чайковского (1998 год)), и у него было пять бисов. Поэтому стояла стратегическая задача «переплюнуть» Д.Л. Мацуева, и успеть сделать шесть бисов до того момента как публика разбежится.
Когда я получал верхнюю одежду в гардеробе, передо мной стояла незнакомая мне девушка и кому-то звонила по телефону, и говорила: - «Шесть бисов было, да шесть!». Я подумал, что видимо это действительно важно и меня сильно повеселила такая мысль. И именно данное обстоятельство сложило для меня основное впечатление к концерту, что я потом шёл по улице и улыбался.