Философию Вед можно сопоставить с ионической «фисиологией» (Ж. Филлиоза), так как по сути она натуралистична. Действительность (рита, «внутренняя стройность») – это некий Порядок, который правит в мироздании, ему подчиняются и божества (олицетворённые силы природы), и человек. Судьбы и поступки людей определяются вселенским законом (дхарма, «предназначение»). Порядку противостоит тенденция к хаосу. Следуя божественному Слову, властному над миром, человек взывает к богам, совершает обряды, приносит жертвы, чтобы поддержать Порядок в его естественной периодичности. Время циклично, а не линейно, оно не имеет ни начала, ни конца. Бессмертие, преодоление смерти мыслится как бесконечное возрождение, зависящее от некого надлежащего образа действий.
В рамках подобной структуры осуществляется цикл перерождений (сансара), возможный благодаря слиянию человеческого «Я» (Атман) с Брахманом, вечным и незыблемым абсолютом, который нельзя познать разумом. Буддисты отрицают действительность Атмана, понятого таким образом, но ничто не мешает нам вспоминать о буддизме, читая в позднем гимне Ригведы: «Вначале появляется желание, оно – первый зачаток мысли» (Х, 129, ст. 6,7).
Цитируется французский перевод Л. Рену. Ср. русский перевод Т.Я. Елизаренковой: «Вначале на него нашло желание, что было первым семенем мысли» (Ригведа, Мандалы IX – X. Издание подготовила Т.Я. Елизаренкова. М., 1999. С. 286. – Ред.).