Для того чтобы познать суть необъятного, мне нужна всего одна вечность.
На земле, говорит Эпиктет, мы – пленники, и тело наше – прах. Согласно Марку Аврелию, он, Эпиктет, говаривал: «Ты – малая душа, носящая тело». Зевс не смог сделать тело свободным, но он дал нам частицу своей божественности. Бог – отец людей, и мы все – братья. Мы не должны говорить: «Я афинянин» или «Я римлянин», – но: «Я гражданин Вселенной». Если бы ты был родственником Цезаря, ты чувствовал бы себя в безопасности; насколько же больше должен ты чувствовать себя в безопасности, будучи родственником Бога? Если мы найдём, что добродетель – единственное подлинное благо, мы увидим, что никакое действительное зло не выпадает на нашу долю.
Я должен умереть. Но должен ли я умирать, стеная? Я должен быть заточён. Но должен ли я горевать из-за этого? Я должен подвергнуться изгнанию. Может ли кто при этом помешать мне идти туда с улыбкой, полному смелости и спокойствия? «Открой тайну» – «Я отказываюсь сделать это, ибо это в моей власти». – Но я закую тебя в цепи!» – «Что ты говоришь мне, человек? Заковать меня? Мои ноги ты можешь заковать – да, но мою волю – нет. Даже Зевс не может победить её». – «Я заточу тебя» – «Ты подразумеваешь моё тело». – «Я обезглавлю тебя» – «Ну и что же? Говорил ли я тебе когда-либо, что я – единственный человек на свете, кого нельзя обезглавить?»
Рабы равны другим людям, ибо все одинаково дети Бога. Мы должны подчиняться Богу, как хорошие граждане – закону.
«Солдаты приносят присягу уважать Цезаря превыше всех людей, а мы – уважать прежде всего самих себя». «Когда ты предстанешь перед лицом сильного мира сего, помни, что Другой смотрит сверху на то, что происходит, и что ты должен угождать ему скорее, чем этому человеку».
Каждый человек – актёр в пьесе, в которой Бог распределил роли; наш долг сыграть свою роль достойно, какова бы она ни была.


Источник: Бертран Рассел "История западной философии"

@темы: Философское